сайт учителя начальных классов Вдовиной Елены Сергеевны

Меню сайта
Форма входа

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов

 

 

                   http://newteacher.ru/wp-content/uploads/2011/11/%CD%AE%E2%BB%A9-%E0%A8%B1%E3%AD%AE%EA%AE%AApg.jpeg                                           КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Вдовина Елена Сергеевна

МОУ «Зыковская средняя школа»

 

           Закончила МГПИ им. М. Е. Евсевьева по специальности: «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Музыкальное образование». Педагогический стаж: 14 лет. Общий трудовой стаж: 14 лет. Наличие квалификационной категории: первая. Работаю учителем начальных классов и музыки в своей родной школе, с 2004 года.

Педагогическое кредо: «Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в каждом ребенке!» Ш.М. Амонашвили

Тема моего опыта:

           «Использование инновационных педагогических технологий обучения и воспитания, как средство повышения качества образования в рамках реализации ФГОС» .

На возникновение и становление данного опыта оказали влияние следующие факторы:

- самообразование: изучение философской, научной педагогической и методической литературы;
- систематическое обучение на курсах повышения квалификации ( в том числе и дистанционное);
- ознакомление с практическим опытом работы коллег;
- активное участие в работе школьного методического объединения, педагогических советах.


Актуальность опыта

             Быть мастером педагогического труда – значит владеть методикой технологии реализации педагогического процесса, постоянно искать пути более полного разрешения проблем обучения и воспитания.

            Применение современных инновационных технологий в обучении - одна из наиболее важных тенденций образовательного процесса. В отечественном образовании в последние годы инновационные, в том числе интерактивные технологии стали все чаще использоваться при изучении большинства дисциплин.

            Преимущества инновационных педагогических технологий заключаются в следующем:

- повышают эффективность и качество обучения;

- обеспечивают мотивы к самостоятельной познавательной деятельности;

- способствуют углублению межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.

 

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

 

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).

         Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей.

Теоретическое обоснование педагогического опыта

  • Концептуальные основы профессиональной деятельности:
  • теория поэтапного формирования умственных действий

(П.Я. Гальперин);

  • модульное обучение (П.А. Юцявичене, Т. И. Шамова, П. И. Третьяков);
  • программированное обучение (Н.Ф. Талызина, Т.А. Ильина);
  • разноуровневое обучение (В.П. Беспалько);
  • личностно-ориентированное обучение (И.С.Якиманская, Н.А.Алексеев);
  • проблемное обучение (А. М. Матюшкин, М. И. Махмудов);
  • рефлексивное управление учебной деятельностью обучающихся (Л.В. Верзунова).

Цель моей педагогической деятельности: создать условия для формирования у учащихся начальных классов основ умения учиться для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов

          В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач:

  • развивать и укреплять интерес к предметам
  • использовать новые педагогические технологии
  • раскрыть интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика
  • привить навыки самостоятельной работы
  • совершенствовать формы организации учебной деятельности

         Исходя из этого, реализую поставленные цели и задачи с помощью учебно-методического комплекса «Школа России». Содержание комплекта развивающее, носит личностно – ориентированный характер с приоритетом духовно – нравственного развития, обеспечивает гражданско-ориентированное образование младшего школьника. Направлено на развитие творческих способностей, интереса к предмету, углубляет формируемые знания, побуждая учащихся применять их в изменённой ситуации. Позволяет организовать индивидуальную работу учащихся, подготовить детей к защите творческих работ, учит аргументировать и доказывать свою точку зрения. В учебниках есть выделение базового и повышенного уровней учебного материала, позволяющего ученикам продвигаться в освоении учебных курсов с учётом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей. Комплект способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов образования на первой его ступени, что находится в прямом соответствии с концепцией ФГОС начального образования. В своей педагогической деятельности я уделяю огромное внимание использованию различных методов и приёмов, которые могли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным, с целью повышения уровня общего развития детей.

Изучив методическую литературу и опыт работы других педагогов, я применяю в своей практике следующие технологии:

- информационно- коммуникационные;
- технология создания учебной ситуации;
- технология проектной деятельности;
- технология уровневой дифференциации;
- здоровьесберегающая технология;
- технология проблемно- диалогического обучения
- технология «Портфолио»;
- исследовательская деятельность;
- технология дистанционного обучения;

- игровые технологии.

Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Здоровьесберегающие технологии

          В процессе обучения и воспитания младших школьников особое значение я придаю здоровьесберегающим технологиям. В кабинете ежегодно проводится косметический ремонт, класс систематически проветривается. Ежедневно проводится гимнастика до начала занятий, на уроках проводится смена видов работ, физкультминутки и гимнастика для глаз, способствующая предупреждению зрительного утомления и близорукости, механизм которых сводится как к общему укреплению организма, так и к повышению аккомодационной способности и укреплению склеры глаз. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Горячим питанием охвачено 100% обучающихся.

       Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют еженедельные уроки здоровья, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни. На классных часах обсуждаем вопросы правильного питания, беседуем о вредных привычках, проводим встречи с медсестрой школы, составляем режим дня. Много проходит праздников, классных часов, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционным стало мероприятие: «День здоровья».

Технология проектной деятельности

          Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть результат, формирует адекватную самооценку. Проектную деятельность применяю на различных этапах обучения, а также во внеурочное время. На начальном этапе работы по данной теме изучала методическую литературу, знакомилась с опытом учителей новаторов и стала активно внедрять данную технологию. Использование технологии проектной деятельности способствовало повышению качества обученности по предметным областям, уровня школьной мотивации, развитию творческих способностей учащихся и формированию ключевых компетенций, развитию памяти и внимания, снижению тревожности.

Дифференцированное обучение.

        Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.

           В своей работе использую групповую работу и работу в паре. Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:

– возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
– меняется характер взаимоотношений между детьми;
– укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
– сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя;
– растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
– учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.

«Портфолио»

         Это способ фиксирования накопления и оценки индивидуальных достижений школьников в определенный период обучения. Обучающиеся демонстрируют свои достижения в различных областях: учебной, творческой, социальной.

Исследовательская деятельность

        Суть технологии заключается в совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения у обучающихся.

Информационно- коммуникационные
     Внедрение мною ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

- создание презентаций к уроку; использование электронных физминуток; работа с интерактивной доской Smart Notebook; работа с Интернет ресурсами; использование тренажеров, тестов, электронных пособий, применение системы контроля и мониторинга качества знаний.

          Все эти приемы позволяют повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность.

Технология дистанционного обучения

         Суть состоит в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, он-лайн и оф-лайн связей. Проходит в форме работы с одаренными детьми( участие в дистанционных олимпиадах, интернет – викторинах). Педагоги школы активно участвуют в вебинарах, научно – практических конференциях , обсуждая актуальные вопросы обучения и воспитания.

        Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.

         Учить ребенка радостно, без принуждения - возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии, учитель сам не захочет работать по старому, а его уроки превратятся в творческое общение с учениками и учеников между собой.

       Мною представлены лишь некоторые приёмы и методы. Учительская практика намного богаче, и у любого из нас есть в арсенале этот набор, который применяется в зависимости от способностей и возможностей детей. Поэтому, важно учитывать и отслеживать результат работы.

Мониторинг качества образования

        У своих учеников отмечаю интерес к учению, желание получать знания, стремление использовать их в новых, нестандартных ситуациях. Добилась результатов освоения обучающимися образовательных программ и показала динамику их достижений.

Качество успеваемости обучающихся за 3 года (2- 4 классы)

Предмет

2011-2012

1 класс

2012-2013

2 класс

2013-2014

3 класс

2014-2015

4 класс

2015 – 2016

1 класс

Качество знаний

Успеваемость

Качество знаний

Успеваемость

Качество
знаний

Успеваемость

Качество знаний

Успеваемость

Качество знаний

Успеваемость

Русс. язык

 

 

Безотметочное обучение

55%

100%

56%

100%

64%

100%

 

 

Безотметочное обучение

Математика

58%

100%

62%

100%

68%

100%

Лит. чтение

77%

100 %

77 %

100 %

82 %

100 %

Окружающий мир

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

                     

Результаты административных контрольных работ

 

Предмет

2014 - 2015 уч.год

4 класс (вход.)

2014 – 2015 уч.год

4 класс (итог.)

Качеств. знаний

Успевае-мость

Ср. бал

Качеств.

знаний

Успевае-мость

Ср. бал

Русский язык

77%

100%

3,7

77%

100%

3,9

Математика

77%

100%

3,9

77%

100%

4,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительные результаты проверки сформированности УУД учащихся в 1 классе и 4 классе.

( Для проверки результатов использовались следующие методики: методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д.Андреева); методика "Узор"; оценка сформированности регулятивной оценки учебной деятельности; диагностика особенностей развития поискового планирования(методика А.З.Зака); тест на оценку сформированности навыков чтения; задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007); методика «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967).

УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Уровни

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

1 кл.

75%

25%

-

17%

63%

20%

54%

42%

4%

58%

29%

13%

4 кл.

85%

15%

-

93%

7%

-

62%

35%

4%

46%

50%

4%

          Сравнивая результаты проверочной работы по сформированности УУД на входе в 1- ом классе и на выходе в 4- ом классе можно сделать выводы о повышении результатов личностных УУД ( 10 %), регулятивных УУД (76%), познавательных УУД (8 %), коммуникативных УУД( 9%).

Продолжить чтение>

Поиск
Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz