сайт учителя начальных классов Вдовиной Елены Сергеевны

Меню сайта
Форма входа

 

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов

МОУ «Зыковская средняя общеобразовательная школа»

г.о. Саранск Республики Мордовия
Вдовиной Елены Сергеевны

 

Тема: «Использование инновационных педагогических технологий обучения и воспитания, как средство повышения качества образования в рамках реализации ФГОС».

 

«Без стремления к новому нет жизни,
нет развития, нет прогресса».
В.Г. Белинский

 

1.Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Его значения для совершен­ствования учебно-воспитательного процесса.

 

Сегодня перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.
В связи с этим, особую актуальность приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность).

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника. Начальная школа в настоящее время находится в эпицентре общественного внимания, ее проблемы, трудности, новизна поставленных задач не оставляют равнодушным ни одного человека. Ведь в руках учителя дети, из которых потом выйдут рабочие и ученые, математики и инженеры.
Это общество, которое поведет Россию вперед.

Передо мной, учителем начальных классов, встал вопрос, как перестроить работу, чтобы повысить эффективность обучения младших школьников? Как сделать так, чтобы ученики самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, показывать высокие результаты по предмету? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу урока, чтобы добиться максимального результата, чтобы за годы учебы в начальной школе дети радовались познанию нового, появлялась уверенность в своих возможностях? Ответ есть: учиться быть современным учителем.
Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение новых технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования.
Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом урока в современной школе и современный учитель - это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии.
Современные образовательные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик - активный и равноправный участник образовательной деятельности. Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего и личностно-ориентированного обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

 

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы. Современному учителю необходимо использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

Ведущей педагогической идеей опыта является совершенствование организации учебного процесса младших школьников посредством использования инновационных педагогических технологий.

На возникновение и становление данного опыта оказали влияние следующие факторы:

- самообразование: изучение философской, научной педагогической и методической литературы;
- систематическое обучение на курсах повышения квалификации (в том числе и дистанционное);
- ознакомление с практическим опытом работы коллег;
- активное участие в работе школьного методического объединения, педагогических советах, конференциях.

3. Теоретическая база опыта.

 

  • истории педагогики проблема технологии обучения всегда была одной из самых актуальных. И современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий. На сегодня насчитывается более ста технологий. Каждый месяц газеты и журналы публикуют все новые и новые предложения. Как же во всем многообразии инновационных технологий разобраться учителю? Чем больше учитель знает о достижениях своих коллег, тем свободнее действует сам. этом состоит методологическая функция наличия разных технологий обучения. Изучив литературу по проблеме «Технологии обучения младших школьников», я убедилась, что проблема привлекает учителей, ученых.

Теоретической базой опыта стали труды известных педагогов и психологов:

  • теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин);
  • модульное обучение (П.А. Юцявичене, Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, А. Киселева);
  • программированное обучение (Н.Ф. Талызина, Т.А. Ильина, В.П. Беспалько);
  • разноуровневое обучение (В.П. Беспалько);
  • личностно-ориентированное обучение (И.С. Якиманская, Н.А.Алексеев, Е.В. Бондаревская);
  • проблемное обучение (А. М. Матюшкин, М. И. Махмудов, М.М. Левина,
    И.Я. Лернер);
  • проектное обучение (В.В. Гузеев, А.В. Хуторской, Л.В. Орлова, С.С. Каплев)
  • рефлексивное управление учебной деятельностью обучающихся
    (Л.В. Верзунова).
  • технология сотрудничества (С.Н. Лысенкова, Г.А. Цукерман, В.Ф.Шаталов)
  • игровые технологии (А.А. Вербицкий, И.П. Иванов, Б.П. Никитин,
    С.А. Шмаков)
  • технология развития критического мышления (С.И. Заир – Бек,
    И.В. Муштавинская)

  • всём многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы, все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности. Я работаю по программе «Школа России». Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Этот результат достигается благодаря современному УМК, включающему учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающему всем требованиям Стандарта. Именно таким комплектом является УМК «Школа России» издательства «Просвещение». Получивший самое широкое признание в школах России, комплект успешно развивается в соответствии с запросами времени, совершенствуется, вбирая в себя лучшее из живого педагогического опыта, и сейчас является надежным инструментом реализации Стандартов второго поколения. Комплект способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов образования на первой его ступени.

4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально отведенный для усвоения основ научного, этического, эстетического и других видов опыта человечества. Судьба ребенка во многом зависит от того, что он усвоит и как усвоит. За годы работы учителем начальных классов я убедилась в том, что любой ребенок, приходя в школу, хочет хорошо учиться. У каждого человека был, есть и будет свой первый учитель. И перед учителем стоит труднейшая задача – поддержать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях. Желание учиться не пропадет только при условии, когда ученик добивается успехов в учебе. Поэтому всегда стремлюсь создать «ситуацию успеха», которая считается важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успеха бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению. В своей работе я стремлюсь создать такие условия, которые позволят привить интерес детей к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в итоге научить детей учиться.
Цель моей педагогической деятельности: создать условия для формирования у учащихся начальных классов основ умения учиться для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач:

  • развивать и укреплять интерес к предметам;
  • использовать новые педагогические технологии;
  • раскрыть интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика;
  • привить навыки самостоятельной работы;
  • совершенствовать формы организации учебной деятельности.

Изучив методическую литературу и опыт работы других педагогов, я применяю в своей практике следующие технологии:

- здоровьесберегающая технология;
- технология проблемно - диалогического обучения;
- технология уровневой дифференциации;
- технология проектной и исследовательской деятельности;
- технология «Портфолио»;
- информационно - коммуникационные;
- технология игровых методов;
- технология развития критического мышления.

Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Здоровьесберегающие технологии

Считаю, что одной из главных задач школы является - сохранение здоровья детей. Поэтому провожу с детьми мероприятия по профилактике заболеваний и укреплению здоровья. Большое внимание уделяю выбору места учеников на уроке. Рассаживая учащихся, принимаю во внимание их состояние здоровья: зрение, слух и наличие нейропсихологических особенностей. Перед уроками проводится каждодневная утренняя зарядка. На уроках – физпаузы; спортивные минутки, с использованием комплексных упражнений для нормализации осанки; дыхательные упражнения; массаж пальцев рук; пальчиковые игры. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют еженедельные уроки здоровья, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни. На классных часах обсуждаем вопросы правильного питания, беседуем о вредных привычках, проводим встречи с медсестрой местного ФАПа, составляем режим дня. Во внеурочное время провожу спортивные мероприятия, игры на свежем воздухе, походы и многое другое. Традиционными стали мероприятия: «День здоровья», «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья».

Технология проблемно - диалогического обучения

Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. На уроках математики, например, использую проблемную ситуацию с затруднением. Сначала классу предлагаю задание на пройденный материал, с которым ученики успешно справляются. В последнюю очередь – задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей затруднение. Далее планирую побуждающий диалог с целью осознания учениками противоречия. Диалог, как правило, начинаю с вопроса: «В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока?» Тему записываю на доске, этап постановки проблемы завершается.

Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.

Технология уровневой дифференциации

Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность. На уроках я использую дифференцированные задания, различающиеся по объему, сложности, степени самостоятельности. Часто предлагаю детям самим выбрать задание по уровню сложности. На своих уроках я применяю прием взаимопроверки, работу в парах, групповые формы работы. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции и испытывает интерес к учебе.

Технология проектной деятельности

  • школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть результат, формирует адекватную самооценку. Проектную деятельность применяю на различных этапах обучения, а также во внеурочное время (кружок «Я - исследователь»). На начальном этапе работы по данной теме изучала методическую литературу, знакомилась с опытом учителей новаторов и стала активно внедрять данную технологию. Опыт работы показал, что дети с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей. Проектно - исследовательская деятельность в моём классе охватывает не достаточно продолжительный период времени, но в связи с этим уже наблюдается положительная динамика уровня успешности учащихся. Результатом такой работы стали проекты по окружающему миру на темы: «Моя семья», «Моя малая Родина», «Достопримечательности моего села», «Красная книга», "Профессия моих родителей», «Знаменитые люди моего села», «Ветераны войны», «Дети войны», «Моя родословная», "Мои домашние питомцы", "Города России", «Кулинарная книга нашего класса», Животные нашего края», «Вторая жизнь пластиковой бутылки»; по литературному чтению: «Азбука в картинках, буквах и стихах», «Живая азбука»; "Сборник загадок"; по математике: «Математика в загадках и пословицах», «Узоры на посуде», «Оригами»; по русскому языку: "Сказочная страничка", "Скороговорки", "Рифма", "В словари за частями речи", ""Семья слов", "Письмо Деду Морозу" и многие другие. Все работы ребята с удовольствием предоставляют к защите перед своим классом. Также ребята участвуют со своими проектами в конкурсах муниципального и всероссийского уровней и занимают призовые места.
    Кроме этого ребята готовят исследовательские работы, которые защищают перед учащимися всей школы и администрацией. Это такие работы как: «Зачем ежу яблоки?», «Растения нашего класса – друзья или враги?», «Как появились часы?»,
    «Почему волк воет на луну?», «Храм Казанской Божией Матери села Зыково», «Жизнь, достойная тебя» и многие другие.

    Использование технологии проектной деятельности способствует повышению качества обученности по предметным областям, уровня школьной мотивации, развитию творческих способностей учащихся и формированию ключевых компетенций, развитию памяти и внимания, снижению тревожности.

    «Портфолио»

    Это способ фиксирования накопления и оценки индивидуальных достижений школьников в определенный период обучения. Обучающиеся демонстрируют свои достижения в различных областях: учебной, творческой, социальной. Каждым учеником моего класса ведётся портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. В конце каждого года я подвожу итоги каждого вида деятельности, и под общим количеством баллов ставится печать директора. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

     

    Информационно – коммуникационные

    Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Уроки с использованием новых информационных технологий здесь особенно актуальны: ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
    Внедрение мною ИКТ осуществляется по следующим направлениям: создание презентаций к уроками мероприятиям; использование электронных физминуток; работа с интерактивной доской Smart Notebook; работа с Интернет ресурсами; использование тренажеров, тестов, электронных пособий, применение системы контроля и мониторинга качества знаний.
    Анализируя опыт применения ИКТ, на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий позволяет: обеспечить положительную мотивацию обучения, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация, голоса птиц и животных), повышать и стимулировать интерес учащихся, уровень комфортности обучения, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, развивать навыки самообразования и самоконтроля, повышать скорость изложения и усвоения информации, вести экстренную коррекцию знаний. Все используемые мною приемы позволяют повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность.

    Игровые технологии

    Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Предлагаю такие игры, где ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

    Технология развития критического мышления.

    Больше всего меня заинтересовала технология РКМ, так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

    Основные мотивы внедрения технологии развития критического мышления:

  • гарантированность достижения результатов обучения;
  • паритетные отношения учителя и учеников;
  • возможность работы обучаемых в парах, в группах;
  • возможность общения с товарищами;
  • возможность выбора уровня обучения;
  • возможность работы в индивидуальном темпе;
  • "мягкий" контроль в процессе освоения учебного содержания.

    Цель технологии:
  • Обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
  • Технология развития критического мышления дает ученику:

    - повышение эффективности восприятия информации;
    - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
    - умение критически мыслить;
    - умение ответственно относиться к собственному образованию;
    - умение работать в сотрудничестве с другими;
    - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология развития критического мышления дает учителю:

  • направляет усилия учеников в определенное русло;
  • сталкивает различные суждения;
  • создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
  • дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
  • подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Существует множество приёмов ТРКМ:

  1. Дерево предсказаний
  2. Таблица ЗУХ
  3. Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет»
  4. «Толстый и тонкий вопросы»
  5. Кластеры
  6. Таблица «Плюс-минус-интересно»
  7. «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
  8. «Шесть шляп мышления»
  9. Синквейн
  10. Приём «РАФТ»

     Мною представлены лишь некоторые приёмы и методы. Учительская практика намного богаче, и у любого из нас есть в арсенале этот набор, который применяется в зависимости от способностей и возможностей детей. Поэтому, важно учитывать и отслеживать результат работы.

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz